Рим чудесен, как летнее небо над площадью Святого Петра. Рим загадочен, как ночной Колизей. Рим неповторим, как «Пьета» Микеланджело. Смешение эпох, микс архитектурных стилей на фоне живописных холмов, фонтаны Бернини и грозное «Силенцио!» в Сикстинской капелле – все это Рим. В него нельзя не влюбиться. Его невозможно забыть.
Ну скажите на милость, как можно забыть, например, базилику Санта-Мария Маджорре – настоящий шедевр архитектуры, построенный в середине IV века нашей эры? По легенде, его построили по велению самой Пресвятой Девы Марии, которая явилась во сне папе римскому Либерию, сказав построить церковь в том месте Рима, где наутро выпадет снег. И на следующее утро в районе Эсквилин выпал снег. Отмечу, что дело, по преданию, было в августе, потому произошедшее расценили как настоящее чудо! Позже собор строили и перестраивали не раз, вплоть до середины XVIII века. Он переживал периоды и расцвета, и упадка, как древняя Троя, Киевская София или отреставрированный замок Дракулы в Трансильвании. Зато теперь именно у церкви Санта-Мария Маджорре самая высокая колокольня в Риме. А еще здесь находятся усыпальницы двух пап – Климента VIII и Павла V. От себя добавлю, что тыльная часть базилики не менее величественна и монументальна, нежели ее фасад.
В каких-то нескольких сотнях метров от святого места, на котором стоит Санта-Мария Маджорре, расположился Великий, Неповторимый, Роскошный, Древний Колизей. Его полуразрушенные стены, словно оголенные нервы – знак страданий и мучений, пережитые теми, кто погибал на знаменитой арене. И все же его не смогли уничтожить ни варвары, ни средневековая знать, растащившая львиную часть камней здания для украшения своих палаццо и вилл, ни само время. Что-то невероятное испытываешь, попадая внутрь этих древних стен. Поднимаясь по лестницам, которым несколько тысяч лет, прикасаясь к его сводам или проходя длинными прохладными галереями. Воображение рисует картины сытой и довольной знати, которым отводились специальные ложи; обреченность и отчаяние, с которым выходили на арену первые христиане, зная, что через несколько минут будут растерзаны свирепыми львами; триумф победителей гладиаторских боев над телами поверженных соперников. Нанести визит Его Величеству Колизею лучше ранним утром, как только открываются кассы в музей и очереди еще сравнительно небольшие. Вход в эти древние стены стоит 12 евро, а под залог документов можно взять напрокат и аудиогид, который Вам в красках опишет все то, что здесь когда-то происходило.
Центральный вход Колизея выходит на просторную и широкую улицу Фори Империали, «заключенную в объятия» останков грандиозных строений Римского Форума. Аналогичный форум ранее был расположен на площади Часов в Авиньоне. Среди них все еще угадываются очертания знаменитого античного рынка императора Трояна, храма Сатурна, Дома Весталок. Знаменитая Виа Сакра, «священная дорога», извиваясь, ведет меж руин прямиком к былым эпохам – временам величия и могущества Римской империи. А вот и живой символ и свидетель былых военных триумфов многочисленных римских легионов – Триумфальная арка Тита. Древние барельефы, статуи плененных варваров, покорно опустивших головы и скрестивших руки на вершине сооружения – все это производит колоссальное, неизгладимое впечатление на каждого, кто видит все это впервые… Как жаль, что пройдет совсем немного времени (конечно, по тысячелетним меркам), и те же племена варваров обезобразят римские статуи, разрушат до основания целые строения и будут наслаждаться победой над своим извечным врагом Римом, грабя город и глумясь над его религией, ценностями, идеалами.
Но хватит о грустном! Лучше продолжим наш путь далее по Виа Фори Империали. Эта улица уготовила нам еще одну интересную встречу – со знаменитой Площадью Венеции и Палаццо Венеция. Последний некогда принадлежал знатному римскому семейству, а в начале 20-го века служил резиденцией для дуче Бенито Муссолини. Говорят, центральный балкон палаццо был трибуной диктатора, с которой прозвучала не одна пламенная речь, обращенная к итальянскому народу. Здесь же, на Площади Венеции, находится Алтарь Отечества с огромной конной статуей Виктора-Эммануила, первого короля объединенной Италии. Здесь же - могила Неизвестного Солдата, охраняемая военными из Почетного караула. Сами итальянцы насмешливо называют монумент «Алтарь Отечества» пишущей машинкой. Вероятно, за то, что помпезная белая колоннада и королевский памятник внесли некий диссонанс в окружающие их здания времен античности и раннего Средневековья.
От Алтаря Отечества повернем налево и… да это же Капитолийский холм, куда ведет высокая белая лестница, спроектированная самим Микеланджело! Другой великий художник, Леонардо да Винчи, спроектировал лестницу замка Луары, восхищающую не меньше той, которая ведёт к холму в Риме. Здесь нас приветливо встречают статуи Кастора и Полидевка… да и сам Марк Аврелий (или Константин?), возвышающийся в центре небольшой площади перед Капитолийскими музеями! Дело в том, что историки пока так и не пришли к единому мнению по поводу того, кого же изображает одна из самых известных и древних статуй Рима на Капитолии. Здесь же находится и статуя самой знаменитой волчицы «всех времен и народов», много столетий подряд вскармливающая грудью Ромула и Рема.
Осмотревшись, поспешим дальше… К новым открытиям, которые нас ждут порой в самых неожиданных и укромных местах Вечного города! С ними мы ознакомимся во второй части прогулки улицами Рима!
Анастасия Федорова
Сохранить статью:
|