В 2005 году на Алтае, а именно на острове Огой, расположенном в центральной части Малого Моря оз. Байкал появилась новая достопримечательность - священная буддийская Суббурга (Ступа Просветления). Построенный памятник представил собой 8-метроввое бетонное сооружение, состоящее из трёх ступеней и купола со шпилем.
Описание Суббурги
Решение построить Суббургу на острове в центре Байкала не случайно. Место является площадкой, где сочетаются четыре стихии: солнечный огонь, вода, ветер, земля. Своей географической формой Огой напоминает танцующую Дакиню, распростирающую руки в сторону северного направления (6 км), отчетливо ассоциативно заметен и контур головы с плечами и согнутыми в локтях руками. Суббурга, размещенная на самой высокой точке Огойя (512 метров), возвышается над Байкалом как раз в том месте, где у метафоричной Дакини находится сердце.
Большинство ученых полагает, что Ступа Просветления является прототипом древних могильных курганов, строившихся в знак почитания ушедших в иные миры (здесь необходимо сделать ремарку: местные буддийские ламы употребляют именно выражение «ушедшие, перешедшие», не используя европейское обозначение «умерший», считая, кроме того, слезы проливаемые родственниками на похоронах, своего рода, латентным эгоизмом – расстраивающим развоплощенные душу сентиментальностями, а значит, вольно или невольно, отвлекая и задерживая ее «дальнейший жизненный путь»; «Вы же не плачете по любимой ушедшим отношенной и выброшенной им сорочке, принимая ее за того, кого любите – потому как душа остается рядом, а сбросив таким же образом тело - уходит – и грусть ваша есть саможаление от одиночества или корысти» - говорят ламы).
Первоначально Ступа была сделана в виде холма с захороненными мощами святого и предметами, которыми он пользовался при земной жизни. Это необычное захоронение, которое по понятным причинам во многом отличается от погребения игумена монастыря Почаевской лавры, евангелиста Марка в церкви Святого Марка и покровителя Салоник, города, посещаемого во время рождественского тура, Святого Дмитрия, в одной из местных базилик. Спустя время Суббургу преобразовали в высокие со шпилями монументы над захоронением. Интересно, что шпиль является неотъемемой частью любой мечети, что хорошо видно на примере мечетей Хисар в Измире, "Сердце Чечни" на Кавказе, "святой и грешной" Голубой мечети и минарета Йивли в Анталии.
Согласно буддийской космологии Ступа Просветления является символом мировой горы Меру, через координаты которой проходит мировая ось, связующая Землю и человечество с высокими мирами. Кроме того, Ступа олицетворяет основную цель человеческого развития – эволюция путем, прежде всего, самопознания. Согласно восточной буддийской философии тот, кто обращается к Суббурге искренно - получит просимую энергию, освобождающую от страданий по невежеству (ламы поясняют, что не каждый человек живущий суетными ценностями, пожелавший обращения к Суббурге, способен вообще сразу отличить – где он искренен, а где упрятал в подсознательное оправдываемые ограниченные мировоззренческие взгляды и желания, в том числе и желание «нравиться Богу», делая правильные дела ради «хорошей кармы», что также назвать чем-либо кроме эгоизма – было бы обманом).
Архитектура Ступы Просветления
В архитектуре Ступы Просветления строго соблюдена символика пяти первоэлементов: основание — это Земля, ступени лестницы — это вода, купол — это огонь, шпиль — это ветер, сверху — Пространство.
Внутри конструкции Ступы имеются пустоты - в них в течение определённого времени свозились атрибуты, символизмы будущего счастья всех живых существ: в самой нижней ступени забетонировано оружие – символ предотвращения разрушений и страданий; в остальных – монеты, тексты мантр, копии тибетских философско-культурных книг - соответственно этапам духовного эволюционирования личности.
Распространенной ошибкой многих невежественных туристов являются дикие и жестокие жертвоприношения около ступы, взбрызгивание строения спиртным, подношением сигарет или еды – «с целью задобрить свою совесть и самонадеянно обмануть Высших (обычно даже неосознанно)» - как говорят ламы.
Сохранить статью:
|